Кейс
внедрение проектного управления
в госудраственном секторе
Культура и мышление
О создании проектной культуры через изменение мышления государственных служащих Поморья
Время прочтения: 15 мин
Описание опыта Архангельской области по поэтапному созданию проектной культуры у всех будущих участников проектной деятельности: от губернатора до участников проекта. Рассказ про форматы обучения, сертификации и последующие инструменты внедрения и применения полученных знаний.
Обойти грабли
1

Внедрение проектного управления в Архангельской области Агентство стратегических разработок Архангельской области начали в июле 2016 года с целью добиться следующих результатов:

  • Каждое мероприятие, проект, программа или портфель должны являться результатом структурной декомпозиции приоритетов стратегического развития.
  • Отсутствуют дублирующие задачи, поручения, процессы.
  • Цели органов власти согласованы.
  • Стратегические задачи и бюджетное планирование интегрированы.
  • Обеспечены эффективное межведомственное взаимодействие и командная работа.
  • Есть осознанная деятельность, направленная на достижение целей.
  • Налажена Внутренняя мотивация служащих и сотрудников.
  • Есть заинтересованность служащих и сотрудников в профессиональном развитии.
С самого начала само внедрение управления проектами было организовано, как проект:


  • Была сформирована и утверждена решением проектного комитета Архангельской области проектная заявка (протокол № 1 от 10 июня 2016 года).
  • В июле Губернатором был подписан Указ № 80-у «Об утверждении положения о системе управления проектной деятельностью в исполнительных органах государственной власти Архангельской области».
  • Был утвержден Паспорт проекта.
  • Наталья Цуканова
    консультант отдела проектного управления агентства стратегических разработок Архангельской области
    «В своей работе мы столкнулись с такими же проблемами, что и другие регионы, внедряющие проектное управление. Поэтому когда мы формировали концепцию проекта внедрения проектного управления, в качестве первоочередной задачи мы рассматривали не развертывание информационной системы, не написание томов нормативной документации, а изменение мышления государственных служащих, изменение привычных механизмов работы»
Для этого стало необходимо научить сотрудников государственных органов ставить перед собой цели, которые будут представлять собой своеобразные точки роста, и последовательно добиваться их выполнения. С этой целью в конце октября 2016 года было запущено обучение государственных служащих проектному управлению: стали проводить выездные сессии с целью продвижения методологии, идеологии и терминологии управления проектами в различных органах государственной власти.
  • Наталья Цуканова
    консультант отдела проектного управления агентства стратегических разработок Архангельской области
    «При формировании групп обучения можно было отказаться от участия. Несколько людей так и сделали. Потом было обучение первых, вторых групп, подготовка к сертификации, обсуждения, обмен впечатлениями, запуск проектов, работа в проектах, в том числе уже обученных специалистов. И постепенно те, кто раньше отказался от обучения, попросили их включить в группы».
География против
2
Достаточно быстро встал вопрос подготовки проектных специалистов
в госсекторе с учетом географических особенностей региона.

Дистанционный формат стал оптимальным при обучении госслужащих из труднодоступных муниципальных образований Русского Севера.

Данная технология позволила максимально эффективно использовать временной ресурс, ввиду отсутствия необходимости выезжать на место обучения и возможности индивидуально планировать график занятий. На обучение отводилось 3 недели. Данный период доступа к лекциям давал гарантию, что все сотрудники успеют пройти курс за указанное время.
  • Наталья Цуканова
    консультант отдела проектного управления агентства стратегических разработок Архангельской области
    «Из наших 255 обучающихся более половины — это как раз те самые „с нуля“, и дистанционный курс, который они прошли перед сертификацией, помог им освоить азы проектной деятельности. По итогам онлайн обучения 91% госслужащих успешно сдали сертификационные экзамены.»
Рузельтаты обучения и сертификации
Само по себе количество сертифицированных специалистов коллеги рассматривали как результат, а не как выгоду проекта. Главной выгодой считалось совершенствование компетентности персонала. То, что эта выгода оказалась в конечном счете реализована, стало очевидно из качества получаемых проектных заявок. Люди поняли, что такое управление проектами, втянулись в работу. И сегодня стало очевидно, что сотрудники правильно начинают подготовку проекта, правильно собирают команду, правильно работают над целями и задачами.
  • Юрий Трубицын
    советник руководителя Аналитического центра при Правительстве РФ
    «Архангельская область подступилась, пожалуй, к самому сложному и, возможно, самому важному фактору успешности внедрения проектного управления: к задаче формирования проектной культуры.

    Архангельская область продемонстрировала яркий пример успешного применения понятного инструмента — обучения госслужащих. Это непростой инструмент, особенно если говорить о массовом обучении в условиях экономии бюджета и территориальной распределённости слушателей.

    Вариант выбора дистанционного курса оправдан. Тот факт, что госслужащие, которые отказывались от повышения компетенций, после первых успехов коллег в проектной деятельности, попросили их включить в группы — это очень важный шаг к успеху. Это начало формирования проектной среды и культуры»
А те, кто сверху?
3
Обучение, которое было проведено, было рассчитано на людей, осуществляющих фактическую реализацию проекта. Чтобы включить в проектную деятельность верхний уровень управления руководителей региона, было решено провести обучение и сертификацию по стандарту PRINCE2.

Личное участие в обучении принял губернатор региона Игорь Орлов.

Архангельская область — первая среди регионов, где все члены Правительства успешно прошли сертификацию испытания международного стандарта PRINCE2. По словам тренера Владимира Полковникова: «Правительство Архангельской области победило статистику!»
Обучение и сертификация сформировали плодотворную среду для обсуждения возможностей использования инструментов и техник PRINCE2 в проектной деятельности органов власти Архангельской области. И кроме того, обновили взгляд на способы решения рабочих вопросов, что, в свою очередь, является немаловажным при формировании и реализации востребованных для региона проектов.
Курс на развитие
4
В соответствии с Указом Губернатора Архангельской области от 11 августа 2017 года № 87-у стартовала проектная школа Правительства Архангельской области «Команда развития Архангельской области — региональные проекты».

Активными участниками школы стали 50 госслужащих, отобранные на конкурсной основе.

Обучение в проектной школе проходило на примере реальных проектных заявок — в социальной сфере, информатизации государственного управления, благоустройстве территории, дорожном строительстве, безопасности дорожного движения, обращении с твердыми бытовыми отходами.

В итоге из семи представленных проектных заявок на Проектном комитете во главе с Губернатором было одобрено две: «Благоустройство территории, прилегающей к автомобильной дороге г. Архангельск — аэропорт Талаги» («Добро пожаловать!») и «Создание сети многофункциональных быстровозводимых социально-культурных центров в Архангельской области». Таким образом, уже в ближайшее время команды приступят к разработке паспортов проектов.
  • Владимир Полковников
    Директор центра дистанционного обучения ГК Проектная ПРАКТИКА
    «Проектная школа, которая заканчивается реализацией проекта — это лучшая модель проектных школ.
    С завершением занятий наша работа не закончилась. Теперь мы поддерживаем команды, чтобы вместе реализовать задуманное.
    В ходе такого сопровождения Проектный офис получает серьезную обратную связь о реалиях, с которыми сталкивается проектная деятельность, и сразу же их отрабатывает для того, чтобы применить жизнеспособные инструменты.
    Эта школа не только образовательная среда для участников, но и серьезный инструмент для развития проектной деятельности в Регионе»
Вместо заключения
5
  • Денис Тюпышев
    исполняющий обязанности руководителя Агентства стратегических разработок Архангельской области
    «Коллеги, проводить обучение и сертификацию в области проектного управления служащих стоит!

    Это очень трудоемкий процесс, требующий немалый запас времени и организаторских способностей. И в тот момент, когда все участники проектной деятельности начнут говорить и думать об одном и том же проектное управление начнет стремительно набирать обороты.

    В настоящее время мы совместно с администрацией Губернатора Архангельской области занимаемся разработкой системы стимулирования и мотивации сотрудников, занятых в проектной деятельности. Поэтому в ближайшем будущем знание базовых понятий проектного управления, а тем более, сертификат, будут иметь материальную ценность, в прямом смысле, для служащих, ведь они будут учитываться при формировании премий. Из наших 250 обучающихся более половины — это как раз те самые „с нуля", и дистанционный курс, который они прошли перед сертификацией, помог им освоить азы проектной деятельности. ПМ Стандарт мы рассматриваем как фундамент проектных компетенций участников проектной деятельности Правительства Архангельской области»
  • В рамках конкурса «Проектный Олимп-2017» Агентство стратегических разработок Архангельской области было награждено дипломом за системное развитие проектных компетенций от Центра оценки и развития проектного управления и Ассоциации СОВНЕТ.
Чем мы можем быть полезны
  • Сертификация специалистов
    Ваша траектория развития
    ПМ СТАНДАРТ
  • Оценка проектного персонала
    Оценка и развитие проектной команды
  • Модель управленческой сложности проектов
    Как управлять сложными проектами, а не разбираться в причинах неудач