Кейс
Развитие проектных компетенций специалистов
с использованием смешанных форматов обучения
Возможно всё
Развитие проектных компетенций государственных служащих в Ленинградской области в условиях пандемии
Время прочтения: 23 минуты
Описание успешного опыта Ленинградской области по оценке и развитию компетенций руководителей и кураторов проектов с использованием всех возможных форм и методик обучения в условиях пандемии
Предпосылки
1
2016

Начало внедрения проектного управления в Ленинградской области
250 участников

проектных команд, задействованы в 3 национальных проектах;
в 53 региональных проектов;
в 18 приоритетных проектах;
в 6 отраслевых проектов
3 уровня

в системе оценки по Базовым и Техническим компетенциям
♾️

Кадровый резерв для нужд проектных команд
Пшенникова Екатерина Ивановна
Заместитель председателя комитета экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области
«Для того чтобы продвигать тему проектного управления, конечно, мы задумались о создании системы оценки проектных компетенций. Инициатива принадлежала проектному офису. Мы понимали, что нам от этого никуда не деться»
Обучение — результат оценки компетенций
2
Центральный проектный офис Ленинградской области, как и все государственные организации, столкнулся с понятными бюрократическими протоколами для заказа обучения и поиска подрядчиков.
В ходе переговоров они пришли к компромиссной системе: Центральный проектный офис составляет техническое задание для программ обучения, спускает его в Единую кадровую службу, которая подбирает подрядчиков и программы обучения.

Обучение проходит по двум уровням: базовый и продвинутый.

Базовый уровень, дающий основы проектного управления, подходит для новых сотрудников и тех, кто ранее не проходил обучение.

Продвинутый уровень — это углубленное обучение специализированным темам проектного управления для сотрудников, имеющих опыт участия в проектной деятельности.
Пшенникова Екатерина Ивановна
Заместитель председателя комитета экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области
«К обучению привлекаются сотрудники разного уровня и специалисты, и руководители. В обучение участвуют только те сотрудники, которые непросредственно участвуют в проектной деятельности. Следующее, что важно, обучение проводится только на наших проектах»
А что делать, если 2020?
3
В рамках системы управления компетенциями проектного персонала в начале 2020 года была обозначена необходимость в обучающих мероприятиях. Обучение должно быть направленно на формирование практических навыков и компетенций применения инструментов проектного управления для 25 специалистов.
Основные задачи, которые стояли перед Центральным проектным офисом и исполнителем, были:

• организовать обучающие мероприятия для 25 специалистов, нацеленные на развитие практических навыков использования инструментов управления проектами, и углубление знания предметных областей управления проектами;
• провести оценку проектных компетенций специалистов;
• провести обучение ответственных лиц, исполняющих роли кураторов проектов.

Ким Юрий Владимирович
Генеральный директор АНО «ЦОРПУ»
«Мы были готовы ко всему и, как будущий чемпион перед боем, просто оттачивали технику, когда к нам пришел этот проект. Каждый этап, каждый инструмент уже был проверен временем и экспертами»
Подбираем форматы и инструменты
4
Внешние условия, особенности работы государственных органов власти, пожелания заказчика и требования к результату делают гибридный, смешенный формат обучения и оценки необходимостью. Результатом проекта должны были стать компетентные проектные специалисты разного уровня, которые уже освоили работу в проектных командах на актуальных настоящих проектах и над реальными задачами.
Очное/онлайн обучение
• Прямая связь с тренером – практиком
Разбор практических кейсов в интерактивном формате
• Изучение инструментов управления проектами
и границ применимости на реальных задачах
Дистанционное обучение
• Развитие отдельных тем в удобном режиме
• Возможность повторно изучить материал
Системное, последовательное изложение
в течение 4-х недель
Оценка и сертификация проектных компетенций
Мотивация на более глубокое изучение материала
Обратная связь в виде индивидуального отчета
по итогам обучения
• Выявление сильных и слабых сторон.
Проектный офис видит результаты обучения
Практическая отработка проектных команд
• Отработка практических инструментов
Обратная связь от экспертов
• Работа с реальными проектами участников обучения
В данной ситуации нельзя рассматривать обучение, практику, оценку и мотивацию, как отдельные сущности. Комплексная, системная работа позволила гарантировать достижение результата.
Винокуров Илья Викторович
Член экспертного совета АНО «ЦОРПУ», начальник управления проектного менеджмента в государственном секторе Аналитического цента при Правительстве Российской Федерации
«Я бы выделил в данной программе несколько важных пунктов:
1. Обучение проводилось с использованием значительного количества практических инструментов и кейсов заказчика – участники работал не просто над абстрактными проектами, они по сути прорабатывали документацию реально реализуемых или инициируемых проектов региона. Это позволило повысить как вовлеченность команд, так и общий КПД обучения для участников.
2. Обучение одновременно участников проектных команд и кураторов проекта позволило отработать первичную практику взаимодействия команд и кураторов, почувствовать каждому специфику его работы в организационно-ролевой структуре проекта»
Стройная система
5
Была составлена последовательность обучающих модулей в различных форматах, которая в последствии была согласована с заказчиками.
Первая ступень представляет собой очный обучающий модуль, рассчитанный на 1 день. В рамках модуля обучаемым рассказывается о структуре и порядке программы обучения, ее этапах. Дается обзорная, теоретическая информация по темам «Основные концепции методологии проектного управления» и «Основные этапы реализации и процессы управления проектом». Объясняется порядок и особенности работы с дистанционным курсом.
Выдается практическое задание, которое обучаемые, в формате небольших групп, будут выполнять при помощи материалов дистанционного курса (следующий модуль), консультационной поддержки экспертов, и будут защищать перед экспертами и представителями Заказчика. Содержание практического задания — проработка и «упаковка» проекта, возможного
к реализации уже в 2021 году.
Вторая ступень – дистанционный обучающий модуль, который представляет собой дистанционный курс «Комплексная подготовка руководителя проекта к сертификации ПМ СТАНДАРТ». Обучаемые самостоятельно изучают курс в удобном для себя режиме и темпе.
На основании материалов, рассматриваемых в курсе, выполняется практическое задание, данное ранее. В установленные дни проводятся консультационные сессии с привлеченными экспертами, в ходе которых обучаемые могут задать вопросы по материалам курса, по выполнению практического задания и так далее.
Третья ступень – очный обучающий модуль, рассчитанный на 1 день. В рамках модуля дается углубленное изучение темы «Инструменты управления проектом». Проводится разбор предварительных результатов выполнения практического задания. Разъясняется порядок проведения оценки проектных компетенций.

Четвертая ступень – проведение оценки проектных компетенций. Оценка включает в себя анкетирование, тестирование и подготовку отчетов
об оценке.
Пятая ступень — проведение очной защиты результатов выполнения практического задания перед экспертами и представителями Заказчика. Порядок защиты: группы проводят презентацию своих результатов, отвечают на вопросы экспертов и представителей Заказчика (в том числе кураторов проектов), получают обратную связь.
Шестая и седьмая ступени — очный обучающий модуль и сертификация кураторов проектов, рассчитанные на 2 дня. В рамках модуля проводится обучение и сертификация специалистов, исполняющих проектную роль куратор проекта.
Винокуров Илья Викторович
Член экспертного совета АНО «ЦОРПУ», начальник управления проектного менеджмента в государственном секторе Аналитического цента при Правительстве Российской Федерации
«Ещё несколько важных пунктов:
• Вовлечение первых лиц организации (отбор проектов заместителем председателя Правительства региона) в реальную оценку проработки проектов существенно повысило мотивацию команд и ценность обучения.
• Сертификация по итогам обучения позволяет не только мотивировать сотрудников к посещению всех занятий, но и позволяет организации получить актуальную картину прогресса обучения»
Результаты
6
Соблюдение условий
Проведено обучения двух категорий проектных специалистов Заказчика. Комбинирование форматов обучения позволило адаптироваться к требованиям эпидемиологической обстановки, а также провести мероприятия в удобном режиме и темпе, без длительного отвлечения обучаемых от рабочих процессов.

Практические навыки
Выполнение практического задания, гармонично увязанного с содержанием очных и дистанционного модулей, позволило сконцентрировать внимание на развитии практических навыков и оперативном закреплении полученных знаний.

При этом тематика практического задания была напрямую связана с сферой деятельности Заказчика и отвечала его интересам на ближне- и среднесрочную перспективу, позволив сформировать задел на реализацию проектов обученными и «мотивированными» специалистами.
Наличие результатов обучения (в части выполнения практического задания), имеющих перспективы практического применения, положительно сказалось на мотивации обученных проектных специалистов
Синергия и повышение вовлеченность
Синхронизация обучения проектных специалистов и кураторов проектов, заключающаяся в участии в очной защите результатов выполнения практического задания, позволила с одной стороны — привлечь руководящие лица Заказчика к более глубокому погружению в образовательный процесс, с другой стороны — дополнительно закрепить полученные (на 6 и 7 ступенях) знания.
Экономия
Использование дистанционного формата обучения, а также избранный подход к формату проведения очных модулей и организации консультационной и экспертной поддержки позволили снизить накладные и организационные расходы.
Шестопалов Павел Леонидович
Советник руководителя Аналитического центра при Правительстве РФ, доцент кафедры менеджмента Института ВШГУ РАНХиГС, кандидат технических наук
«Все чаще руководители организаций и органов власти стремятся использовать образовательные программы для проработки реальных задач, которые стоят перед организацией, городом или регионом. Отрадно, что в проведенной программе слушатели разрабатывали презентации и представляли на защите свои реальные проекты.
В ходе обучения, привлеченные эксперты в области проектного и государственного управления давали свои практические комментарии и рекомендации. Этот факт и хорошая работа слушателей позволила, уже в ходе программы, некоторые из презентаций представить руководству Ленинградской области на заседании Оргштаба, где они были одобрены для последующей реализации»
Вместо заключения
7
По итогам обучения в команде появилось
30 сертифицированных профессионалов проектного управления:
3

сертификата Базового уровня
6

сертификатов Координатор проекта (член проектной команды)
16

сертификатов Руководитель проекта
5

сертифицированных Кураторов проекта
25 человек

от специалистов до руководителей ИОГВ региона, успешно прошли обучение, оценку и сертификацию
в составе 5 проектных команд
5 проектов

2 из которых вошли в пул проектов региона ДО завершения учебной программы
5 руководителей

и заместителей руководителей различных ИОГВ региона
прошли обучению и сертификацию на уровень Куратор проекта
5 тренеров

в дистанционном курсе,
2 тренера в онлайн занятиях, интерактивные упражнения.
10 часов живого общения
и проработки материалов
с привлеченными экспертами-практиками

Появились вопросы или хотите такой же проект:
Телефон: +7(495)114-53-77
E-mail: info@isopm.ru