Кейс
подготовка и сертификация проектных специалистов
с использованием дистанционных форм обучения
Компетентностный подход
в развитии проектной деятельности
Сахалинской области
Время прочтения: 13 минут
Описание успешного опыта Сахалинской области по подготовке
и сертификации проектных специалистов
с использованием дистанционных форм обучения.

Стратегическая цель — внедрить проектное управление.
Введение
1
Начиная с 2016 года Правительство Сахалинской области внедряло проектное управление в государственном секторе.

Внедрение проектного управления проходило через реализацию проекта, который назвался «Внедрение проектно-ориентированного управления в Правительстве Сахалинской области».
Развитие проектных компетенций участников проектов
2
Направление по развитию проектных компетенций может быть выделено в отдельный под-проект, который включал в себя серию мероприятий.

В основе подходов по обучению лежали ключевые решения, обозначенные в 2017 году Федеральным проектным офисом:
  • 1
    Определение требований к участникам проектной деятельности.
  • 2
    Обучение участников проектной деятельности в соответствии с требованиями.
  • 3
    Оценка уровня квалификации в сфере проектного управления, в т.ч. сертификация.
  • 4
    Формирование и развитие кадрового резерва.
Мероприятия по развитию проектных компетенций были включены в региональную программу по развитию государственного управления Сахалинской области.
Определение требований к участникам проектной деятельности. Модель проектных компетенций
3
Цель создания модели компетенций — разработка содержания требований к участникам проектной деятельности в части, касающейся уровня их квалификации в соответствии с выполняемыми функциями.
Модель проектных компетенций (утверждена 29 мая 2020 г. Распоряжением Правительства Сахалинской области № 303-Р) позволяет организовать решение следующих задач:
  • Требования к специалистам
    Позволяет разработать единые критерии оценки участников проектной деятельности
  • Оценка компетенций
    Помогает проведению оценки компетенций участников проектной деятельности и выявлению их соответствия требуемому уровню
  • Выявление сильных и слабых сторон:
    Позволяет определить сильные и слабые стороны каждого участника проектной деятельности и использовать эту информацию для его развития
  • Мотивация участников проектной деятельности к развитию
    Улучшает понимание участников проектной деятельности какие требования к ним предъявляют и что необходимо для успешного выполнения работ
  • Прозрачность кадровых решений
    Создает возможность участникам проектной деятельности получить обратную связь и узнать о своих сильных и слабых сторонах, планируемых кадровых развития.
  • Модель проектных компетенций задает
    требования к 6 ключевым проектным ролям:

    1. Куратор проекта
    2. Руководитель проекта
    3. Администратор проекта (программы)
    4. Руководитель проектного офиса
    5. Сотрудник проектного офиса
    6. Исполнитель проекта (программы)
  • Модель компетенций выделяет
    3 группы описания компетенций:

    1. Знания.
    2. Умения и навыки.
    3. Личностные характеристики.
  • Распоряжением, утверждающим модель проектных компетенций, так же закреплены необходимые формы и шаблоны:
    1. План график обучения участников проектной деятельности
    2. Реестр участников проектной деятельности
    3. Формы индивидуального плана развития
    4. Отчет о реализации индивидуального плана развития
  • Модель компетенций выделяет
    3 уровня владения:
    1. Базовый модуль.
    2. Углубленный модуль.
    3. Стратегический модуль.
Развитие и оценка проектных компетенций
4
Проектным офисом реализован комплекс мероприятий по развитию и оценке проектных компетенций.
  • 1
    Самостоятельное развитие участников проектной деятельности.
  • 2
    Прохождение курсов проектного офиса и дистанционных/очных/онлайн курсов внешних провайдеров.
  • 3
    Оценка и сертификация проектных специалистов.
Обучение
1
Самостоятельное развитие участников проектной деятельности.
Комплекс мероприятий по обучению реализовывался через программу повышения квалификации участников проектной деятельности. К участнику проектной деятельности, согласно региональной нормативно базе относятся:
  • Государственные гражданские служащие
  • Лица, замещающие должности, не относящиеся к государственной гражданской службе
  • Муниципальные
    служащие
  • Сотрудники подведомственных учреждений
Обучение проводилось с использованием разных форматов развивающих мероприятий.
Проектным офисом разработан собственный курс подготовки к сертификации участников проектной деятельности. Курс ориентирован на разбор практических кейсов, анализ реализованных проектов. По итогам курса проводится тестирование компетенций
Силами проектного офиса обучено:

2020 год: 196 участников проектной деятельности —
190 сертифицированно.
2021 год: 80 участников проектной деятельности — (идет сертификация).

Силами внешнего провайдера в 2020 году (УКЦ «Проектная ПРАКТИКА») обучено 110 специалистов.
Факты:

Около 75 специалистов в квартал — обучалось в среднем в течение года.
Использовались 3 формата обучения: очный, дистанционный и онлайн форматы.
Бюджет всех мероприятий по обучению и сертификации 2020 года — 3 млн. рублей (в среднем около 10.000 рублей на 1 человека).

Обучение
2
Прохождение курсов проектного офиса и дистанционных/очных/онлайн курсов внешних провайдеров.
Команда проектного офиса прошла обучение и сертификацию по российской (ПМ СТАНДАРТ) и международной (IPMA) системе добровольной сертификации.
Персональный доступ
к личному кабинету
Обучение без отрыва от работы
Структурированный видео-материал
Отслеживание прогресса обучения
Тренажер и разбор сертификационных вопросов
Базовый дистанционный курс
«Все аспекты проектной деятельности. Подготовка
к сертификации ПМ СТАНДАРТ»
позволяет:

1.Получить структурированные знания по всем областям проектной деятельности;
2.Систематизировать накопленный опыт для дальнейшего профессионального развития;
3.Подготовиться и стать успешно сертифицированным специалистом по системе
ПМ СТАНДАРТ (уровень Базовый).
Дистанционный курс для руководителей проектов
«Погружение в управление проектами. Подготовка к сертификации ПМ СТАНДАРТ» позволяет:

1.Ознакомиться с полным спектром инструментов руководителя проекта
2.Систематизировать накопленный опыт для дальнейшего профессионального развития
3.Подготовиться и стать успешно сертифицированным специалистом по системе
ПМ СТАНДАРТ (уровень «Руководитель / Координатор проекта»)
Сертификация
3
Оценка и сертификация проектных специалистов.
  • Поэтапное подтверждение компетенций
  • Основа – стандарт ISO 21500, ГОСТы: 54869, 54870, 54871
  • Система
    ПМ СТАНДАРТ утверждена Росстандартом
  • Процессная модель аналогичная PMBoK
    (PMI), ICB (IPMA)
Удостоверение о повышении квалификации ОЧУ ДПО «УКЦ «Проектная ПРАКТИКА» (установленного образца)
Сертификат ПМ СТАНДАРТ АНО «ЦОРПУ»
Лайфхаки и эффекты
От руководителя проектного офиса Правительства Сахалинской области, Главинской Юлии
5
  • Задать требования и организовать процесс развития
    Утвердить модель проектных компетенций и задать требования к компетенциям для разных проектных ролей.
  • Обратная связь от клиента
    Проведение опросов участников проектной деятельности и заинтересованных сторон «Проектный климат». Повышение удовлетворенности у участников проектов.
  • Ориентация на обучение и сертификацию
    Включение в KPI руководителя проектного офиса мероприятия по сертификации участников проектной деятельности (количество обученных и сертифицированных).
  • Организация обучения
    дистанционный/очный/онлайн формат, разработка материалов обучения (слайды/тесты), организация групп по 6-10 человек.
  • Ориентация на практику
    Включение в показатели проектной деятельности организации и проектного офиса доли сертифицированных кураторов, руководителей, администраторов, участников проектов в проектных командах реализуемых проектов.
  • Умение управлять проектом и наличие сертификата – это про разное.
    Но наличие сертификата является основой для умения управлять. После обучения и сертификации проводится разбор типовых ошибок в проектной деятельности.
Перспектива 2021+
6
1
Развитие проектной культуры через горизонтальный обмен знаниями и семинары.
2
Развитие и продвижение ценностей проектного управления
3
Организация материальной и не материальной мотивации.
4
Выявление лучших органов власти, внедривших проектное управление.
Появились вопросы или хотите такой же проект:
Телефон: +7(495)1145423
E-mail: info@pmpractice.ru