Кейс
подготовка и сертификация проектных специалистов
с использованием дистанционных форм обучения
Компетентностный подход
в развитии проектной деятельности
Сахалинской области
Время прочтения: 13 минут
Описание успешного опыта Сахалинской области по подготовке
и сертификации проектных специалистов
с использованием дистанционных форм обучения.

Стратегическая цель — внедрить проектное управление.
1
Введение
Начиная с 2016 года Правительство Сахалинской области внедряло проектное управление в государственном секторе.

Внедрение проектного управления проходило через реализацию проекта, который назвался «Внедрение проектно-ориентированного управления в Правительстве Сахалинской области».
2
Развитие проектных компетенций участников проектов
Направление по развитию проектных компетенций может быть выделено в отдельный под-проект, который включал в себя серию мероприятий.

В основе подходов по обучению лежали ключевые решения, обозначенные в 2017 году Федеральным проектным офисом:
1
Определение требований к участникам проектной деятельности.
2
Обучение участников проектной деятельности в соответствии с требованиями.
3
Оценка уровня квалификации в сфере проектного управления, в т.ч. сертификация.
4
Формирование и развитие кадрового резерва.
Мероприятия по развитию проектных компетенций были включены в региональную программу по развитию государственного управления Сахалинской области.
  • Главинская Юлия
    Руководитель проектного офиса Правительства Сахалинской области
    "Применение модели компетенций ПМ СТАНДАРТ позволило нам добиться поставленной цели внедрения и развития проектной культуры проектного управления. Несмотря на то, что в госсекторе эти процессы проходят тяжело, мы намерены развивать проектные компетенции наших специалистов и прививать им ценности проектного управления"
3
Определение требований к участникам проектной деятельности.
Модель проектных компетенций
Цель создания модели компетенций – разработка содержания требований к участникам проектной деятельности в части, касающейся уровня их квалификации в соответствии с выполняемыми функциями.
Модель проектных компетенций (утверждена 29 мая 2020 г. Распоряжением Правительства Сахалинской области № 303-Р) позволяет организовать решение следующих задач:
  • Требования к специалистам: Позволяет разработать единые критерии оценки участников проектной деятельности
  • Оценка компетенций: Помогает проведению оценки компетенций участников проектной деятельности и выявлению их соответствия требуемому уровню
  • Выявление сильных и слабых сторон: Позволяет определить сильные и слабые стороны каждого участника проектной деятельности и использовать эту информацию для его развития
  • Мотивация участников проектной деятельности к развитию: Улучшает понимание участников проектной деятельности какие требования к ним предъявляют и что необходимо для успешного выполнения работ
  • Прозрачность кадровых решений: Создает возможность участникам проектной деятельности получить обратную связь и узнать о своих сильных и слабых сторонах, планируемых кадровых развития.

Модель проектных компетенций задает требования
к 6 ключевым проектным ролям


  1. Куратор проекта
  2. Руководитель проекта
  3. Администратор проекта (программы)
  4. Руководитель проектного офиса
  5. Сотрудник проектного офис
  6. Исполнитель проекта (программы)
Модель компетенций выделяет 3 группы описания компетенций

1. Знания.
2. Умения и навыки.
3. Личностные характеристики.
Модель компетенций выделяет 3 уровня владения

1. Базовый модуль.
2. Углубленный модуль.
3. Стратегический модуль.
Распоряжением, утверждающим модель проектных компетенций, так же закреплены необходимые формы и шаблоны:

1. План график обучения участников проектной деятельности
2. Реестр участников проектной деятельности
3. Формы индивидуального плана развития
4. Отчет о реализации индивидуального плана развития
4
Развитие и оценка проектных компетенций
Проектным офисом реализован комплекс мероприятий по развитию и оценке проектных компетенций.
1
Самостоятельное развитие участников проектной деятельности.
2
Прохождение курсов проектного офиса и дистанционных/очных/онлайн курсов внешних провайдеров.
3
Оценка и сертификация проектных специалистов.
Обучение
1
Самостоятельное развитие участников проектной деятельности.
Комплекс мероприятий по обучению реализовывался через программу повышения квалификации участников проектной деятельности.
К участнику проектной деятельности, согласно региональной нормативно базе относятся:
Государственные гражданские служащие
Лица, замещающие должности, не относящиеся к государственной гражданской службе
Муниципальные
служащие
Сотрудники подведомственных учреждений
Обучение проводилось с использованием разных форматов развивающих мероприятий.

Проектным офисом разработан собственный курс подготовки к сертификации участников проектной деятельности. Курс ориентирован на разбор практических кейсов, анализ реализованных проектов. По итогам курса проводится тестирование компетенций
Силами проектного офиса обучено:

2020 год: 196 участников проектной деятельности — 190 сертифицировано.
2021 год: 80 участников проектной деятельности – 80 сертифицировано.
2022 год: 89 сертифицировано.

Силами внешнего провайдера в 2020-2022 гг. (УКЦ «Проектная ПРАКТИКА») обучено 243 специалиста.
Факты:

Около 75 специалистов в квартал - обучалось в среднем в течение года.
Использовались 3 формата обучения: очный, дистанционный и онлайн форматы.
Бюджет всех мероприятий по обучению и сертификации 2020 года – 3 млн. рублей (в среднем около 10.000 рублей на 1 человека).

Обучение
2
Прохождение курсов проектного офиса и дистанционных/очных/онлайн курсов внешних провайдеров.
Команда проектного офиса прошла обучение и сертификацию по российской (ПМ СТАНДАРТ) и международной (IPMA) системе добровольной сертификации.
Персональный доступ
к личному кабинету
Обучение без отрыва от работы
Структурированный видео-материал
Отслеживание прогресса обучения
Тренажер и разбор сертификационных вопросов
Базовый дистанционный курс
«Все аспекты проектной деятельности. Подготовка
к сертификации ПМ СТАНДАРТ»
позволяет:

1.Получить структурированные знания по всем областям проектной деятельности;
2.Систематизировать накопленный опыт для дальнейшего профессионального развития;
3.Подготовиться и стать успешно сертифицированным специалистом по системе
ПМ СТАНДАРТ (уровень Базовый).
Дистанционный курс для руководителей проектов
«Погружение в управление проектами. Подготовка к сертификации ПМ СТАНДАРТ» позволяет:

1.Ознакомиться с полным спектром инструментов руководителя проекта
2.Систематизировать накопленный опыт для дальнейшего профессионального развития
3.Подготовиться и стать успешно сертифицированным специалистом по системе
ПМ СТАНДАРТ (уровень «Руководитель / Координатор проекта»)
Сертификация
3
Оценка и сертификация проектных специалистов.
Поэтапное подтверждение
компетенций
Основа – стандарт ISO 21500, ГОСТы: 54869, 54870, 54871
Система
ПМ СТАНДАРТ утверждена Росстандартом
Процессная модель аналогичная PMBoK
(PMI), ICB (IPMA)
Удостоверение о повышении квалификации
ОЧУ ДПО «УКЦ «Проектная ПРАКТИКА»
(установленного образца)
Сертификат ПМ СТАНДАРТ
АНО «ЦОРПУ»
5
Лайфхаки и эффекты
Задать требования и организовать процесс развития: утвердить модель проектных компетенций и задать требования к компетенциям для разных проектных ролей.
Ориентация на обучение и сертификацию. Включение в KPI руководителя проектного офиса мероприятия по сертификации участников проектной деятельности (количество обученных и сертифицированных).
Ориентация на практику. Включение в показатели проектной деятельности организации и проектного офиса доли сертифицированных кураторов, руководителей, администраторов, участников проектов в проектных командах реализуемых проектов.
Обратная связь от клиента. Проведение опросов участников проектной деятельности и заинтересованных сторон «Проектный климат». Повышение удовлетворенности у участников проектов.
Организация обучения: дистанционный/очный/онлайн формат, разработка материалов обучения (слайды/тесты), организация групп по 6-10 человек.
Умение управлять проектом и наличие сертификата – это про разное. Но наличие сертификата является основой для умения управлять. После обучения и сертификации проводится разбор типовых ошибок в проектной деятельности.
6
Выступление Юлии Главинской, на онлайн конференции Проектное мышление 21, организованной коллегами из ГК "Проектная ПРАКТИКА"
Проектное мышление в госсекторе
Перспектива 2023+
1
Развитие проектной культуры через горизонтальный обмен знаниями и семинары.
2
Развитие и продвижение ценностей проектного управления
3
Развитие и продвижение ценностей проектного управления.
4
Организация материальной и не материальной мотивации.
Губернатор Сахалинской области В.И. Лимаренко вручил ЦОРПУ благодарность "за эффективное многолетнее сотрудничество в области развития профессиональных компетенций участников проектной деятельности региона".

Появились вопросы или хотите такой же проект:
Телефон: +7(495)1145423
E-mail: info@pmpractice.ru