Кейс
Развитие проектных компетенций специалистов
с использованием смешанных форматов обучения
Возможно всё
Развитие проектных компетенций государственных служащих в Ленинградской области в условиях пандемии
Время прочтения: 23 минуты
Описание успешного опыта Ленинградской области по оценке и развитию компетенций руководителей и кураторов проектов с использованием всех возможных форм и методик обучения в условиях пандемии
1
Предпосылки
2016

Начало внедрения проектного управления в Ленинградской области
250 участников

проектных команд, задействованы
в 3 национальных проектах
в 53 региональных проектов
в 18 приоритетных проектах
в 6 отраслевых проектов
3 уровня

в системе оценки по Базовым и Техническим компетенциям
♾️

Кадровый резерв для нужд проектных команд
«Для того чтобы продвигать тему проектного управления, конечно, мы задумались о создании системы оценки проектных компетенций. Инициатива принадлежала проектному офису.
Мы понимали, что нам от этого никуда не деться»
Пшенникова Екатерина Ивановна
Заместитель председателя комитета экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области
2
Обучение — результат
оценки компетенций
Центральный проектный офис Ленинградской области, как и все государственные организации, столкнулся с понятными бюрократическими протоколами для заказа обучения и поиска подрядчиков.
В ходе переговоров они пришли к компромиссной системе: Центральный проектный офис составляет техническое задание для программ обучения, спускает его в Единую кадровую службу, которая подбирает подрядчиков и программы обучения.
Обучение проходит по двум уровням: базовый и продвинутый.

Базовый уровень, дающий основы проектного управления, подходит для новых сотрудников и тех, кто ранее не проходил обучение.

Продвинутый уровень — это углубленное обучение специализированным темам проектного управления для сотрудников, имеющих опыт участия в проектной деятельности.
Подробнее об опыте Ленинградской области Пшенникова Екатерина Ивановна рассказала на Круглом столе «Проектные компетенции – как и зачем их оценивать и развивать?»
Смотреть видео
«К обучению привлекаются сотрудники разного уровня и специалисты, и руководители. В обучение участвуют только те сотрудники, которые непросредственно участвуют в проектной деятельности. Следующее, что важно, обучение проводится только на наших проектах»
Пшенникова Екатерина Ивановна
Заместитель председателя комитета экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области
3
А что делать, если 2020?
В рамках системы управления компетенциями проектного персонала в начале 2020 года была обозначена необходимость в обучающих мероприятиях. Обучение должно быть направленно на формирование практических навыков
и компетенций применения инструментов проектного управления
для 25 специалистов.

Основные задачи, которые стояли перед Центральным проектным офисом
и исполнителем были:

• организовать обучающие мероприятия для 25 специалистов, нацеленные на развитие практических навыков использования инструментов управления проектами, и углубление знания предметных областей управления проектами;
• провести оценку проектных компетенций специалистов;
• провести обучение ответственных лиц, исполняющих роли кураторов проектов.
«Мы были готовы ко всему и, как будущий чемпион перед боем, просто оттачивали технику, когда к нам пришел этот проект. Каждый этап, каждый инструмент уже был проверен временем и экспертами»
Ким Юрий Владимирович
Генеральный директор АНО «ЦОРПУ»
5
Подбираем
форматы и инструменты
Внешние условия, особенности работы государственных органов власти, пожелания заказчика и требования к результату делают гибридный, смешенный формат обучения и оценки необходимостью.
Результатом проекта должны были стать компетентные проектные специалисты разного уровня, которые уже освоили работу в проектных командах на актуальных настоящих проектах и над реальными задачами.
Мотивация на более глубокое изучение материала
Обратная связь в виде индивидуального отчета
по итогам обучения
• Выявление сильных и слабых сторон.
Проектный офис видит результаты обучения
• Развитие отдельных тем в удобном режиме
• Возможность повторно изучить материал
Системное, последовательное изложение
в течение 4-х недель
• Отработка практических инструментов
Обратная связь от экспертов
• Работа с реальными проектами участников обучения
Дистанционное обучение
Очное/онлайн обучение
Оценка и сертификация проектных компетенций
Практическая отработка проектных команд
• Прямая связь с тренером – практиком
Разбор практических кейсов в интерактивном формате
• Изучение инструментов управления проектами
и границ применимости на реальных задачах
Если у вас появились вопросы или хотите узнать подробнее про эти инструменты:
пишите на info@isopm.ru или
звоните +7(495)114-53-77
В данной ситуации нельзя рассматривать обучение, практику, оценку
и мотивацию, как отдельные сущности. Комплексная, системная работа позволила гарантировать достижение результата.
«Я бы выделил в данной программе несколько важных пунктов:
1. Обучение проводилось с использованием значительного количества практических инструментов и кейсов заказчика – участники работал не просто над абстрактными проектами, они по сути прорабатывали документацию реально реализуемых или инициируемых проектов региона. Это позволило повысить как вовлеченность команд, так и общий КПД обучения для участников.
2. Обучение одновременно участников проектных команд и кураторов проекта позволило отработать первичную практику взаимодействия команд и кураторов, почувствовать каждому специфику его работы в организационно-ролевой структуре проекта»
Винокуров Илья Викторович
член экспертного совета АНО «ЦОРПУ»,
начальник управления проектного менеджмента в государственном секторе Аналитического цента при Правительстве Российской Федерации
5
Стройная система
Была составлена последовательность обучающих модулей в различных форматах, которая в последствии была согласована с заказчиками.
1
Первая ступень представляет собой очный обучающий модуль, рассчитанный на 1 день. В рамках модуля обучаемым рассказывается
о структуре и порядке программы обучения, ее этапах. Дается обзорная, теоретическая информация по темам «Основные концепции методологии проектного управления» и «Основные этапы реализации и процессы управления проектом». Объясняется порядок и особенности работы с дистанционным курсом.

Выдается практическое задание, которое обучаемые, в формате небольших групп, будут выполнять при помощи материалов дистанционного курса (следующий модуль), консультационной поддержки экспертов, и будут защищать перед экспертами и представителями Заказчика. Содержание практического задания – проработка и «упаковка» проекта, возможного
к реализации уже в 2021 году.
2
Вторая ступень – дистанционный обучающий модуль, который представляет собой дистанционный курс «Комплексная подготовка руководителя проекта к сертификации ПМ СТАНДАРТ». Обучаемые самостоятельно изучают курс в удобном для себя режиме и темпе.
На основании материалов, рассматриваемых в курсе, выполняется практическое задание, данное ранее. В установленные дни проводятся консультационные сессии с привлеченными экспертами, в ходе которых обучаемые могут задать вопросы по материалам курса, по выполнению практического задания и так далее.
3
Третья ступень – очный обучающий модуль, рассчитанный на 1 день.
В рамках модуля дается углубленное изучение темы «Инструменты управления проектом». Проводится разбор предварительных результатов выполнения практического задания. Разъясняется порядок проведения оценки проектных компетенций.
4
Четвертая ступень – проведение оценки проектных компетенций. Оценка включает в себя анкетирование, тестирование и подготовку отчетов
об оценке.
5
Пятая ступень – проведение очной защиты результатов выполнения практического задания перед экспертами и представителями Заказчика. Порядок защиты: группы проводят презентацию своих результатов, отвечают на вопросы экспертов и представителей Заказчика (в том числе кураторов проектов), получают обратную связь.
6,7
Шестая и седьмая ступени – очный обучающий модуль и сертификация кураторов проектов, рассчитанные на 2 дня. В рамках модуля проводится обучение и сертификация специалистов, исполняющих проектную роль куратор проекта.
«Ещё несколько важных пунктов:
• Вовлечение первых лиц организации (отбор проектов заместителем председателя Правительства региона) в реальную оценку проработки проектов существенно повысило мотивацию команд и ценность обучения.
• Сертификация по итогам обучения позволяет не только мотивировать сотрудников к посещению всех занятий,
но и позволяет организации получить актуальную картину прогресса обучения»
Винокуров Илья Викторович
член экспертного совета АНО «ЦОРПУ»,
начальник управления проектного менеджмента в государственном секторе Аналитического цента при Правительстве Российской Федерации
4
Результаты
Соблюдение условий
Проведено обучения двух категорий проектных специалистов Заказчика. Комбинирование форматов обучения позволило адаптироваться к требованиям эпидемиологической обстановки, а также провести мероприятия в удобном режиме и темпе, без длительного отвлечения обучаемых от рабочих процессов.
Слушатель 1
«Первая (установочная) лекция показалась немного затянутой, остальные лекции сопровождались практической работой, были содержательными и динамичными. Особенно понравилась и оказалась полезной лекция по лидерству…» - из отзывов участников обучения
Слушатель 2
«Содержательные лекции, интересная и системная подача материала, несмотря на имеющийся сертификат по проектному управлению, некоторые моменты стали понятны только после дистанционного курса. Отличное сочетание видео лекций и текстового материала…» - из отзывов участников обучения.
Практические навыки
Выполнение практического задания, гармонично увязанного с содержанием очных и дистанционного модулей, позволило сконцентрировать внимание на развитии практических навыков и оперативном закреплении полученных знаний.

При этом тематика практического задания была напрямую связана с сферой деятельности Заказчика и отвечала его интересам на ближне- и среднесрочную перспективу, позволив сформировать задел на реализацию проектов обученными и «мотивированными» специалистами.

Наличие результатов обучения (в части выполнения практического задания), имеющих перспективы практического применения, положительно сказалось на мотивации обученных проектных специалистов
Синергия и повышение вовлеченности
Синхронизация обучения проектных специалистов и кураторов проектов, заключающаяся в участии в очной защите результатов выполнения практического задания, позволила с одной стороны – привлечь руководящие лица Заказчика к более глубокому погружению в образовательный процесс, с другой стороны – дополнительно закрепить полученные (на 6 и 7 ступенях) знания.
Экономия
Использование дистанционного формата обучения, а также избранный подход к формату проведения очных модулей и организации консультационной и экспертной поддержки позволили снизить накладные и организационные расходы.
«Все чаще руководители организаций и органов власти стремятся использовать образовательные программы для проработки реальных задач, которые стоят перед организацией, городом или регионом.
Отрадно, что в проведенной программе слушатели разрабатывали презентации и представляли на защите свои реальные проекты.
В ходе обучения, привлеченные эксперты в области проектного и государственного управления давали свои практические комментарии и рекомендации. Этот факт и хорошая работа слушателей позволила, уже в ходе программы, некоторые из презентаций представить руководству Ленинградской области на заседании Оргштаба, где они были одобрены для последующей реализации»
Шестопалов Павел Леонидович
советник руководителя Аналитического центра при Правительстве РФ, доцент кафедры менеджмента Института ВШГУ РАНХиГС, кандидат технических наук
Вместо заключения
По итогам обучения в команде появилось
30 сертифицированных профессионалов проектного управления:
3 сертификата Базового уровня
6 сертификатов Координатор проекта (член проектной команды)
16 сертификатов Руководитель проекта
5 сертифицированных Кураторов проекта
25 человек

от специалистов до руководителей ИОГВ региона, успешно прошли обучение, оценку и сертификацию
в составе 5 проектных команд
5 проектов

2 из которых вошли в пул проектов региона ДО завершения учебной программы
5 руководителей

и заместителей руководителей различных ИОГВ региона
прошли обучению и сертификацию на уровень Куратор проекта
5 тренеров

в дистанционном курсе,
2 тренера в онлайн занятиях, интерактивные упражнения.
10 часов живого общения
и проработки материалов
с привлеченными экспертами-практиками

Появились вопросы или хотите такой же проект:
Телефон: +7(495)114-53-77
E-mail: info@isopm.ru
Made on
Tilda